sly2m: (default)
sly2m ([personal profile] sly2m) wrote2017-02-16 05:45 pm
Entry tags:

Быть русским

Я - русский. Как-то с самого детства так повелось и, видимо, останется со мной уже навсегда. По отцовской линии русские корни прослеживаются до пятого поколения (до деда деда), по материнской линии где-то нет-нет, да проглянут украинские, бабушка была наполовину хохлушкой (тогда это слово еще не считалось оскорбительным), но это пошла седьмая вода на киселе, четвертое поколение и выше. Насколько я знаю, даже у евреев дальше бабушки никто в национальности не ковыряется.

Вообще, в отличие от российской традиции, во всем мире принято разделять национальность и этническую принадлежность. Национальность это твое гражданство. Приехал ты в Танзанию, получил местное гражданство - теперь по национальности ты танзаниец. Так в паспорте и напишут Nationality: Tanzanian (Национальность: Танзаниец). А вот этническая принадлежность (ethnicity) - это как раз к какому этносу (народности, нации) себя относишь, как минимум генетически, как максимум - культурно и духовно. Если вдруг в комментарии заглянут культурологи и антропологи, собирающиеся заниматься дотошным колупанием разницы между этносом и нацией, пожалуйста, конечно, но я особыми деталями тут не страдаю, мне кажется, вполне очевидно, о чем говорю и что имею ввиду.

Я русский, что по паспорту, что по генам, что по самоидентификации. Папа русский, мама русский, сам я русский, не судим.

Однако, ковыряние в генетике, и тем более в паспортных данных не к лицу человеку двадцать первого века.

Сейчас я выскажу довольно банальную мысль, многим наверняка приходившую в голову. Попрошу, дайте ей еще один шанс, попробуйте покатать идею по голове.

На каком языке ты общаешься, на каком говоришь и понимаешь окружающих, тем и оказываешься сейчас, в данную секунду. Многие любят усложнять, повторяя услышанную где-то фразу, что родным языком для человека является тот, на котором он думает, но я лично прошел через данный этап, потому и говорю - все это фигня. При интенсивном изучении языка только первые полгода в голове приходится держать два языка и на ходу слова переводить для понимания смысла. Через какое-то время мозг переключается, и начинает думать на том языке, на котором ему удобней. Это я как человек, проживший 12 лет в англоязычной среде, заявляю, у которого дети полностью билингвы.

Уже неоднократно высказывались предположения, что язык, на котором человек общается и познает окружающую реальность, напрямую определяет это самое восприятие реальности (гуглим гипотезу лингвистической относительности). От грамматических правил и конструкций зависит то, какую картину реальности составит человек в мозгу, в какую модель упакует и как будет воспринимать мир в дальнейшем.

Используя другой, отличный от родного язык, человек тем самым меняет свою национальную идентичность на лету, как бы это абсурдно не звучало в отрыве от вышесказанного. Он взаимодействует с окружением через непривычные образы, он сливается с иной этнической группой, пытается принимать ее сущность, смотреть на мир ее глазами.

Если провести параллели с цифровой средой, то метапрограммирование человеческого биокомпьютера ведется на разных языках высокого уровня, хотя в конечном итоге все трансформируется в похожие машинные коды (конфигурации нейронов). Однако детали прямого и обратного преобразования от объектов и их образов до химической цепочки молекул или строки нулей и единиц могут существенно разниться. Эти детали суть этнос.

Не, скажу, что это офигеть какая уникальная и свежая идея. Над ней веками ломали голову мыслители от Аристотеля до Грибоедова и Добролюбова (а то и Добронравова), для кого-то она маслом масляный трюизм, и наверняка можно найти разнообразные усложняющие дополнения, вторые, третьи, четверные смысловые исторические и культурологические подтексты, но сегодня нам дано единое цифровое пространство, где очевидность идеи ясна, как на ладони.

Ты хочешь понять чужую историю и культуру, хочешь всесторонне разобраться, что значит быть русским (французом, японцем) - ничего у тебя не получится, пока ты не будешь делать это на языке изучаемой культуры. А когда изучишь их (как язык, так и культуру) досконально, прочувствуешь менталитет всеми фибрами души - нет, нет, да и начнешь ощущать себя немного французом или японцем. Или русским.

Задумайся, читающий эти строки. Вот это самое предложение. Я, русский, прямо сейчас говорю с тобой на русском языке. Использую как стилистически замороченные обороты, так и простонародные выражения, даю отсылки к общеизвестным персоналиям и крылатым выражениям, включаю в текст поговорки, непреднамеренно допускаю пунктуационные (надеюсь, хоть не орфографические) ошибки. Никто не может знать язык на 100%, все время от времени делают ошибки, это нормально.

Догадываешься, вдумчивый читатель, к чему я клоню? Я не знаю, кто ты по национальности и к какому этносу себя относишь. Может быть ты наполовину казах, наполовину украинец. Быть может мать твоя кореянка, а отец деда был армянином. Может ты уйгур по паспорту. Все такие несущественные мелочи. Если ты дочитал до этого абзаца и понял - ты русский. Такая вот петрушка, теперь тебе с ней жить.

Сразу хотелось бы предупредить. Данный пост публикуется под тегом мнение, в чем смысл этого тэга можно прочитать тут. Можно соглашаться с озвученным мнением, можно оппонировать и приводить контраргументы. Нельзя только, см. ссылку, бежать и выкрикивать с оскорбленным выражением лица:

"Да я чистокровный шляхтич двенадцатого колена, потомок Казимира Ягеллончика, да как естэс таня курва смел меня поганым московитом обозвать? Да иджь сен..." - не нужно такого нести в комментарии.

Как и обратного: "Ты что, сволочь, прикажешь всякую чурку узкоглазую, букварь прочитавшую, теперь русичем славным величать? Да пошел ты..." - оставьте, пожалуйста, такое при себе.

Или там, "Нам, евреям, ваши русские, и в целом гойские приколы вообще по барабану..." - все это лучше не писать. Хотя, если реально по барабану, наверное, можно. Если не оскорбился постом, можно.

Подумайте, о чем я пытаюсь сказать, выразите свое согласие или не согласие, только вот оскорблять и оскорбляться не рекомендую. Терпи, сегодня ты - русский.

[identity profile] eugene potapow (from livejournal.com) 2017-02-17 08:34 am (UTC)(link)
Верно, канадские дети-то зимой на коньках и на санках не катались никогда.

[identity profile] maks j-fry (from livejournal.com) 2017-02-17 08:35 am (UTC)(link)
с мячом нет.

[identity profile] eugene potapow (from livejournal.com) 2017-02-17 08:35 am (UTC)(link)
А с чем же?

[identity profile] another-ak.livejournal.com 2017-02-17 08:41 am (UTC)(link)
Я с общим посылом согласен, а не с перечислением, что кто с детства делает.

[identity profile] la-melancholie.livejournal.com 2017-02-17 08:46 am (UTC)(link)
Полез в архивы, ахерел - 12 лет уж тексту моему про голос крови и самоидентификацию. Жуть берёт. )

http://la-melancholie.livejournal.com/17364.html


[identity profile] den-rom.livejournal.com 2017-02-17 09:19 am (UTC)(link)
Я - русский. Как-то с самого детства так повелось и, видимо, останется со мной уже навсегда. По отцовской линии русские корни прослеживаются до пятого поколения (до деда деда)----
Image

КАКОЙ ты, понятно.
теперь неплохо было бы узнать КТО ТЫ?

[identity profile] den-rom.livejournal.com 2017-02-17 09:20 am (UTC)(link)
в догонку анекдотец
Генри Киссинджер Генри Боровику: мистер Боровик, вы еврей?
Г.Б: нет, я русссский!!!
Г.К.: а я американский!

[identity profile] hyperboreus.livejournal.com 2017-02-17 09:24 am (UTC)(link)
Признаться, я не понял вашу логику.
А если я говорю и читаю на эсперанто, я кто - эсперантиец? Но такой национальности нет.
По-моему, привязывать национальность к языку неверно, хотя и хочется.
Национальности или вообще нет (это идеологема, с которой нужно распрощаться), или же она определяется "кровью" (генетикой) или "почвой" (первоусвоенной культурой). Мне ближе последнее. Вот на примере ваших детей: да, они билингвы, но растут они все-таки в канадской культуре, в канадском менталитете, среди канадских сверстников, многие из которых отнюдь не билингвы, или, во всяком разе, не билингвы русско-канадские. "Канадское" это их общее со всеми сверстниками, оно и есть их культура. А значит и национальность. Потому что национальность это общее, а не частное. И искать ее нужно в общем и как общее, но не в языке, точнее далеко не только в языке.

[identity profile] hyperboreus.livejournal.com 2017-02-17 09:25 am (UTC)(link)
Точно!

[identity profile] den-rom.livejournal.com 2017-02-17 09:28 am (UTC)(link)
Но вот как могут одновременно существовать англо и франкофонная Канада без конфликтов на этой почве понять не могу. "---- не можешь, потому что не изучал матчасть и мелко плаваешь. в Квебеке сепаратистские движение и настроения постоянно присутствовали (и присутствуют) со всеми сопутствующими "ништяками". даже референдумы за независимость проводили: в 1980 и 1995. - по последнему так вообще все на волоске висело - буквально долей процента не хватило чтобы Квебек уплыл в сторону независимости.

[identity profile] denis terebiy (from livejournal.com) 2017-02-17 09:48 am (UTC)(link)
Да, язык формирует то, что я называю "облаками смыслов" (т.е. тот набор значений, который вкладывается в слово) и принципы логических переходов между ними. И потому мышление на английском и мышление на русском - это сильно отличные процессы, ввиду значительных отличий и смыслов, и принципов. Если взять какой ни будь китайский - там отличий будет еще больше.
Но.
Культурные отличия, которые работают уже "поверх" языка, создают куда большую (имхо) разницу между людьми.
Т.е. мне, украинцу с исходным русским, свободным украинским и рабочим английским куда проще понять мотивацию и логику коллег из Европы, чем современных россиян.

Слова вроде понятные, но логические переходы от посылок к выводам становятся недоступны. И не только нам (украинцам) непонятна их логика, но и они (россияне) совершенно не понимают нашу.
При этом россияне не могут понять самого факта этого непонимания.

Язык - важный фактор. Но он лишь один из множества факторов, который сам по себе совершенно не делает тебя кем-то.

[identity profile] vplusplus.livejournal.com 2017-02-17 10:55 am (UTC)(link)
клево все, только я бы не сказал, что наш машинный код — это конфигурация нейронов. Нейроны — это хард, что-то типа, там, я не знаю, всякие там транзисторы и прочая схемотехника в центральном процессоре. А машинный код — это софт. Это я даже не знаю что. Не электрические сигналы в нейронной сети (это тоже хард — как и токи в процессоре). И не химические вещества в синапсе. Это что-то такое, о чем мы даже пока еще, в основном ничего не знаем. Но из этого действительно формируются более высокоуровневые объекты сознания — мысли, слова, образы... даже ощущения, переживания и прочие эмоции.

[identity profile] dusty.livejournal.com 2017-02-17 11:19 am (UTC)(link)
Мне ваш комментарий почему-то напоминает свод правил поведения "настоящего мужика". Кто ему следует - тот типа настоящий, а кто нет - ну, сами понимаете... При этом обычно за скобки почему-то выносится вопрос: "А судьи кто?"

[identity profile] vplusplus.livejournal.com 2017-02-17 11:20 am (UTC)(link)
нет уж, давай рецензию!

[identity profile] dusty.livejournal.com 2017-02-17 11:23 am (UTC)(link)
А я вот еще за Швейцарию с Бельгией волнуюсь - они-то как, тоже на грани развала? Да и за Финляндию боязно. :)

[identity profile] ztrelig-bot.livejournal.com 2017-02-17 11:25 am (UTC)(link)
чи оффтоп чи сбоку темы

Как я, атеист-еврей, поработал на опиум для народа.
From Зиновий Тененбойм. Я 31 год подряд работал слесарем аварийной службы холодных трасс Ленгорвода. Работа чаще на улице, порой надо лезть в колодец (в моей бригаде лез только я) докапываться до неисправной задвижки, вода бьёт по пальцам так засунешь в рот чтобы обогреть и продолжать работу. Хуже всего такое: когда работаешь, не замечаешь что ноги замёрзли, меня ребята вытаскивают и я бегом - в тёплую машину, и вот тут ноги оттаиваются с огромной при том болью. Это было по настоящему мучительно.
Про меня не как про атакующего атеиста (а я - очень атакующий христианство и ислам),
так вот, про меня как слесаря Володя Непевный в 2003-м снял кратенький но изящный хоть и документальный, но и вполне художественный, фильм "Весёлый сантехник", есть в интернете.
Ещё обо мне. База Горвода была на Васильевском 17 лин. дом 40, сейчас там нет. Иду по линии: объявления: просят помочь очистке Лютеранского кладбища. Я во всём рабочем. Повернулся, пошёл туда. Вижу: люди освобождают часовню для пресловутой Ксении Блаженной (об это пресловутой тщеславной Ксении со её подругой у меня есть в инете отдельный файл (url убрал). А у меня дурацкий рефлекс: люди работают - дай и я. Таскал там всякое, а начальники, - бывшие комсомольцы, - ходят, не работают, и: корячатся: на мою еврейская внешность: еврей работает на православие. Если бы они знали какой я раз-ух-атеист – они бы ещё больше бы удивлялись! Внутри огромная деревянная подстава былых скульпторов. Застопорилось, глазят, не знают как быть. Смотрю – у стены кувалда. Взял её и расчихвостил подставу вдрызг. Так я, атеист-еврей, поработал на опиум для народа.
У меня в ztrelig_bot-ЖЖ (ищите на пред – странице "не лишь об Иисусе Христе" (url убрал), задайте там поиск на : Самир Алескеров ..) не только про Иисуса Иосифовича, но и про : Ценности и цели Мухаммада (570-632), страшно, аж жуть!
Или просто задайте в яндексе поиск на: Ценности и цели Мухаммада (570-632), страшно, аж жуть!

В + : задайте в яндексе поиск : автору пьески о Деяния ап. гл.5 (обноскину) : Неси во МХАТ, с руками оторвут.

Против иудейской рел. у меня тоже есть чего. Ну хоть вроде: (skip) 2-е Тимофею (Павла) 3:16. - Все Писание богодухновенно и полезно для научения, .. , для наставления в праведности. 2-е Петра 1:21 Ибо никогда пророчество (ZT. и действие пророка, конечно, тоже!) не было .. по воле человеческой, но .. движимы Духом Святым. / ZT. Значит 42 ребятёнка ни за что, ни про что были растерзаны живьем не по приказу плешивого гада и негодяя Елисея, а именно и непосредственно по приказу убийцы Анания и Сапфиры (Деяния ап. гл.5) - Духа Святого (4 Цар 2:23-24).

Христос в роли золотой рыбки из сказки Пушкина. - Матф 17:27 ... Пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми; и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя. ZT. Зачем гнать человека к морю? Не проще ли было бы достать из кармана? Но: нормальные герои a la = вроде Иисуса Иосифовича Христа - всегда идут в обход...

Вести из села Кукуева.
Вл. Высоцкий. - Добрый молодец "человек Божий .. святой" (4-ая Царств 4:9) пророк Елисей был / Щепку бросил - топор всплыл (4-ая Царств 6:1 и дале) / Ратный подвиг совершил - / 42 ребенка убил (4-я Царств 2:23-24).
ZT. Только ослы могут поверить, что железный топор мог всплыть.
Но впрочем: - По реке плывёт топор / Из села Кукуева / Ну и пусть себе плывёт / Железяка хуева .. [ © народное ]

Я лично, - чистокровный еврей Зиновий Тененбойм, - вполне мог уехать в Западные страны, зная что там халява на халяве. Но не уехал. Не уехал не только по интеллектуальной причине, но и из-за чувства России как ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ Родины,
без, конечно, принятия всяких там хрЮстианских "основ".
Истоки того, что евреев среди рабочих мизер, и такие. - Когда я со своей чисто еврейской внешностью вошел в рабочую среду, я встретил от ребят такую ужасную неприязнь к себе, что боялся, что они (пьяные) меня выбросят на ходу из машины. Но я работал, характер у меня покладистый, от работы не увиливал, да ещё я - весёлый балагур, да болты и инструменты у меня почти всегда в порядке и подобраны, что для бригады весьма важно, и 95 % ребят стали относиться ко мне более чем хорошо. И так было 31 год подряд.

[identity profile] dusty.livejournal.com 2017-02-17 11:30 am (UTC)(link)
Ну я вот вообще затрудняюсь сказать, на каком языке я вижу сны. Если я во сне с кем-то разговариваю - то говорить он может и по-русски, и на каких-то других языках. А все остальное, помимо общения, вообще языка не имеет.

[identity profile] agathis.livejournal.com 2017-02-17 11:43 am (UTC)(link)
Ну, таки да.
Когда ко дну первой бутылки начинаешь думать "а кто я?" :)

мне всегде казалось, что нашионалити - это по паспорту(-ам).
этнисити -- это когда ты понимаешь культурный код и язык, и сам себя считаешь принадлежащим к этому этнисити
а айдентити - это вообще что угодно. программист, мусульманин, казах.

вообще вопрос тонкий, конечно. кто же я? я себя и русским не чувствую, и английский... ну так скажем, не fluent (хотя и очень ок).
и кажется в 21 веке именно айдентити важен, этнисити -- ископаемое и умрет.

[identity profile] l8sae-rexhn1.livejournal.com 2017-02-17 01:57 pm (UTC)(link)
Молотком. По пальцу. Так чтобы, от души. Вот на каком языке будет "выражение возмущения и негодования" - тот менталитет в голове и живет.
Ибо переключиться на "думать на другом языке вместо родного" - дело одной-двух недель.

[identity profile] pavel-chirtsov.livejournal.com 2017-02-17 02:09 pm (UTC)(link)
Русские, если они настоящие русские, по Канадам разве что на танках ездят, если война настанет, не приведи господь, а не по тамошним помойкам шлындают!

[identity profile] dusty.livejournal.com 2017-02-17 02:13 pm (UTC)(link)
Это вы сами такое придумали или помог кто?

[identity profile] ctype.livejournal.com 2017-02-17 02:22 pm (UTC)(link)
угу. путин и вата тоже считают так... даже войну начали поэтому (а есть еще и куча более древних примеров)

вобщем мое мнение - рано или поздно русских настигнет их же карма, и уж лично у меня никакой жалости не будет... сами заслужили

[identity profile] pavel-chirtsov.livejournal.com 2017-02-17 02:48 pm (UTC)(link)
Безродному космополиту не понять...

[identity profile] siron-nsk.livejournal.com 2017-02-17 03:01 pm (UTC)(link)
Пруф. Потому что профессор тут говорит, что таких прецедентов с эсперанто нет:

http://www.vesti.ru/videos/show/vid/703185/cid/3741/

[identity profile] eugene potapow (from livejournal.com) 2017-02-17 03:16 pm (UTC)(link)
Ну хоть я узнал, кто мне воду и отопление отключает постоянно.

Page 6 of 9