sly2m: (default)
[personal profile] sly2m
Только что прочитал (в смысле аудио-прослушал) роман Марсианин (The Martian) Энди Вейера, и тут же рекомендую его своим друзьям. Великолепная научно-популярная фантастика, которой так мало сегодня. Никакие не мечи, не файерболы - строгая космическая sci-fi.



В двух словах фабула романа - недалекое, совсем уже за углом, будущее. Третья пилотируемая экспедиция на Марс готовится возвращаться на Землю, но в спешке, так получилось, забывает забрать одного из членов экипажа, и тот остается единственным обитателем планеты до следующего пилотируемого прилета, который по графику планируется только через 4 года. Бедняга совсем один на целой планете, у него есть запасы воды и воздуха, но это все-таки безжизненный Марс, а не тропическая халява. Короче, Робинзон Крузо в космосе, автор даже и не скрывает. Хотя, мне, да и наверное многим читателям изложение больше напомнило "Таинственный Остров" Жюля Верна. Потому что герой повествования не горькую думку думает по ходу с козами и Пятницами общаясь, он все-таки тренированный астронавт. Его злоключения на планете сплошная борьба за выживание, но это деятельное, конструктивное одиночество на пределе инженерной смекалки.

Правда многие критики напирают на то, что роман излишне технически детализирован. Вместо того, чтобы показывать переживания главного героя и раскрывать психологические аспекты его страданий, автор, дескать, перечисляет технические характеристики подручных приборов и инструментов. В общем-то так и есть. Чуть-чуть ослабить фантастическую составляющую, и получится научно-популярный документальный фильм о текущем состоянии современной космонавтики на канале BBC.

Мне, как техногику, это в самые центра, но какой другой любитель глубокой драматургии может и поморщиться. Хотя, не скажу, что в романе нет завязки, нет развязки, нет движения сюжетных линий. Для фантастики как юмора так и художественной составляющей вполне достаточно. Как-то даже приятно сознавать, что большинство описываемого не выдумка писателя, а вполне себе работающие инструменты NASA.

Кстати, небольшая патриотическая ремарка.

Космос, естественно, без границ. Втыкание звезднополосатых флагов в Луну, и красных в Венеру - это понты для публики. Не может одна страна осваивать космические просторы, тут задача для всей человеческой цивилизации. Но мне, воспитанном на космофантастике 60-80х, на романах А. Кларка, Хайнлайна и Азимова было как-то не по себе, от того, что в основном, конечно же, описываются успехи американских астронавтов в освоении Марса. NASA то, NASA сё, NASA на каждой странице. Это понятно и заслужено, естественно. Им помогает, чуточку отставая, но все-таки не более чем на пару шагов, китайский ракетно-космический комплекс. Про русских в тексте довольно толстой книги о покорении космоса в ближайшие десятилетия сказано ровно два предложения. Вот они, вырваны прямиком из контекста:

Ко­рабль Юрия Га­гари­на был ку­да на­дёж­ней и бе­зопас­ней. А со­вет­ские ра­кеты бы­ли чёр­то­выми ду­шегуб­ка­ми.

Это вся роль, которая отводится российской космонавтике на ближайшее будущее. Упоминание о том, что советские ракеты были чертовыми душегубками. Серьезный контраст, скажем так, с той же "Космической одиссеей 2001 года", там рисовалось несколько иное будущее межгосударственного сотрудничества в космосе. Но, как говорится, на чужую планету со своим дисциплинарным уставом не летят. Хоть и обидно немного.


Конец патриотической ремарки.

В любом случае весьма рекомендую данное произведение читателю любого уровня технической подкованности, мои сыновья 12ти и 14ти лет от него просто в восторге. Можно читать в русском переводе, хотя, конечно же, посоветую оригинал. Слушать тоже можно русский вариант, ребята на d3.ru заморочились и выдали свой собственно озвученный перевод, с музыкой, все дела. Я слушал официальную английскую версию, про качество перевода не скажу.



И да, посоветую начинать читать уже сейчас. 25 ноября этого года выходит киноверсия от режиссера Ридли Скотта (Чужой, Гладиатор, Бегущий по лезвию) с Мэттом Деймоном в главной роли. Судя по команде может получиться мегабомба, вроде Интерстеллара, хотя могут и профукать все, как в случае с Прометеусом. В любом случае фильм нашумит, а у вас будет полное право уже в день премьеры заявлять - фигня, книга лучше!

Date: 2015-03-30 03:10 am (UTC)
From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com
Со мной такое редко бывает, когда речь идет о художественной литературе, но захотелось прочитать.

Date: 2015-03-30 03:28 am (UTC)
From: [identity profile] vinny-the-poo.livejournal.com
Какое право имеет Мэтт Деймон играть героическую роль после того, как всех предал в Интерстелларе!

А если серьёзно, такие подряд идущие роли-дубли, роли-антиподы сильно мешают восприятию.

P.S. В трейлере на кабине марсохода среди прочих есть и российский флаг. Наряду с канадским, кстати.

Date: 2015-03-30 03:32 am (UTC)
From: [identity profile] sly2m.livejournal.com
В фильме да. И это справедливо. Все знают, кто первым вывел на ориту Земли первый спутник, а затем и первого человека. Так же всем изветсно, что американцы в этом деле были вторыми, но зато обогнали СССР в лунной гонке. Однако мало кто знает, что третьим в этом соревновании оказалось именно канадское космическое агентство.

Но это в фильме. В книге все не так.

Date: 2015-03-30 05:43 am (UTC)
From: [identity profile] vinny-the-poo.livejournal.com
Славься, кленовый лист!

Date: 2015-03-30 06:25 am (UTC)
From: [identity profile] sly2m.livejournal.com
Кленовым слава!

Date: 2015-03-30 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] p-a-s-h-a.livejournal.com
Антиподы по положительности/отрицательности героя, но делает-то герой почти одно и то же! Один сидит на планете и ждет экспедиции!
Ух, я чувствую, понарезают приколисты "гибридов"!

Date: 2015-03-30 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] vinny-the-poo.livejournal.com
Во-во, я ж и говорю: антиподы, но в то же время дубли. Дежавю обеспечено.

Date: 2015-03-30 04:10 am (UTC)
From: [identity profile] point-666.livejournal.com
Очень хорошая книга. Напомнила, стилем и инженерным подходом к решению проблем, "Лунную пыль" Кларка.

Date: 2015-03-30 04:19 am (UTC)
From: [identity profile] sly2m.livejournal.com
+1, за Лунную Пыль.

Date: 2015-03-31 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] leoscript.livejournal.com
извиняюсь за оффтоп. У вас где-то был пост про тритиевые брелки. Не могу найти никак. Не кинете ссылочку?

Date: 2015-03-31 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] sly2m.livejournal.com
Это не у меня.
(deleted comment)

Date: 2015-03-30 05:34 am (UTC)
From: [identity profile] sly2m.livejournal.com
Ты бы знал, как я был удивлен, услышав первую строчку по-английски. :)

Date: 2015-03-30 05:35 am (UTC)
From: [identity profile] kraamis.livejournal.com
Самы обидный косяк был с получением воды. Из 300 литров гидразина таким макаром можно получить 337 литров воды, а не 600.

Date: 2015-03-30 05:37 am (UTC)
From: [identity profile] hryu.livejournal.com
Только вот прочитал - фигня, пусть и не полная. Язык абсолютно невзрачный, технические подробности в таких количествах утомляют, тем более что уже со второй половины верится в них все меньше и меньше. Концовка просто убила, автор, видимо, выполнил план по объему и тупо оставил на волю читателя весь обратный путь, хотя там сложностей было явно не меньше. Ну и все эти выверты с трудностями явно не соответствуют реальности, то на героя сыпется их как из рога изобилия, то в совершенно тупиковых ситуациях не происходит ну ровным счетом ничего - везунчик!

Date: 2015-03-30 07:35 am (UTC)
From: [identity profile] mantix.livejournal.com
Читал в прошлом году в оригинале, с большим удовольствием. Особенно растрогал пассаж про "космического пирата".

Date: 2015-03-30 07:45 am (UTC)
From: [identity profile] polos75.livejournal.com
Спасибо, книжку почитаю.
А фильм, мне кажется, не так уж сильно нашумит - по сути, сиквел Гравитации.

Date: 2015-03-30 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] tuatlan.livejournal.com
"это в самые центра" - оригинальная фраза
если получится что-то вроде Интерстеллара, то можно не ходить

Date: 2015-03-30 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] sly2m.livejournal.com
Ну, почему. Мне интерстеллар понравился в принципе. Хотя к нему много претензий, да.
Но я привел его чисто как пример блокбастера про космос. Тут совсем другой режиссер по стилю, не думаю, что будет похоже.

Date: 2015-03-30 10:00 am (UTC)
From: [identity profile] dmitrydreamer.livejournal.com
По крайней мере описание заманчиво. И хорошо что нет драматических соплей и самокопаний.

Date: 2015-03-30 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
Почему все упоминают Робинзона Крузо? Не читали что ли? Ведь идея совершенно противоположная Дефо. Робинзон, оторванный от цивилизации, СОЗДАЕТ себе цивилизацию: в одиночку, силой своего духа-разума. По сути, идея утопична, ведь реальный Селькирк, прообраз Робинзона, за 4 года на острове весьма одичал; Робинзон же и после 27 лет ведет себя с дикарями, как будто только что прибыл из Лондона. Конечно, это невозможно. Робинзон, по сути, человек будущего, сверхчеловек - этого совершенно нельзя сказать о Марке Уотни. Уотни не создает цивилизации, он бежит к ней. Уотни совершенно реальный человек, эдакий неунывающий простак, у которого на месте руки и голова, который способен, как тот мужик, двух генералов прокормить. Но это не цивилизатор. Ему для этого не хватает внутренней глубины.

Date: 2015-03-30 01:08 pm (UTC)
From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com
И духовных скреп, да.

Date: 2015-03-30 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] sly2m.livejournal.com
В принципе это "сюжет". Коих в литературе толи 4, толи 36, толи 50, кто как считает. "Незнакомец приезжает в город", "герой идет на войну", и т.д. "Человек остается один" (в прямом, а не моральном смысле слова) это тоже сюжет. Произведений по этому сюжету множество и естественно у каждого автора герой выбирается из неприятностей по-своему. Причем тут как раз, как в физическом, так и в психологическо-моральном смысле.

Марк Уонти - Робинзон лишь в плане сюжета. И глубины у него не хватает, соглашусь, я об этом писал, говоря, что драматургии в романе маловато. Ну, так на то и фантастика. Чересчур глубокая фантастика обычно заунывна.

Date: 2015-03-30 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
Чересчур глубокая фантастика обычно заунывна.//

Не соглашусь. Просто она уходит из ведомства фантастики. Например, "Фауст", "Мастер и Маргарита", рассказы Борхеса

Date: 2015-03-30 02:37 pm (UTC)
From: [identity profile] lilyhoplit.livejournal.com
Вот спасибо! Заела тоска по настоящей научной фантастике, чесслово. Всё на какую-то фигню нарываюсь последнее время ((. Готова при случае даже простить автору "чёртовы душегубки" )

Date: 2015-03-30 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] net-cat.livejournal.com
Очевидно, у каждого автора свои представления о роли России. Для примера: я недавно завершил игровую трилогию Mass Effect - отличная космофантастика, хотя реализма там лишь чуть больше, чем в "Звездных войнах". Действие происходит в 22 веке. И там много планет с русскими названиями, одни из лучших видов оружия делают русские, крупнейшая космическая станция землян называется "Гагарин", и т.д. Сценарий писали канадцы.

Date: 2015-03-30 10:06 pm (UTC)
From: [identity profile] al-dg-gl.livejournal.com
книга понравилась
читал практические всю ночь, день и вечер
жду теперь фильм

в общем-то такие книги заряжают оптимизмом по отношению к будущему... сейчас это редкость

Date: 2015-03-31 09:19 am (UTC)
From: [identity profile] maxim v (from livejournal.com)
Книга очень не плохая, прочитал за вечер.

Про Россию очень странно. Судя по текущим (повторяю - текущим) тенденциям в космической отрасли, америка, со всеми её частными космическими компаниями, не очень-то и впереди. Например у НАСА осталось только четыре стартовых комплекса, и всего два активных, запланированных для будущего использования. Новые не строятся.
Строит свой "частный космодром" SpaceX Элона Маска, но это, честно говоря, несколько смешно.
Новые космодромы с перспективными стартовыми комплексами под существующие и разрабатывающиеся "ракеты" строит только Россия да Китай, даже индусы, не планируют пока строить новые комплексы. Соответственно, без современных, новых "стартовых столов", без комплексов доставки, тестирования, сборки, заправки и управления новыми носителями перспектива у страны, планирующей запуски, достаточно туманная.
Не говоря уже об откровенном отставании на западе по тяжелым и средним носителям. Это не "поцреотизм", просто констатация текущей ситуации. При должном усердии и финансах, может всё измениться но пока, основные перспективы по доставке грузов и тушек космонавтов, видятся только у России и Китая (хотя некоторые страны, как например Индию и Японию, скидывать со счетов рано).
Как-то так.

Date: 2015-03-31 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] sly2m.livejournal.com
Абсолютно согласен. Еще не все полимеры протеряны.

Date: 2015-04-01 03:46 am (UTC)
From: [identity profile] solusrex.livejournal.com
Странно читать такое про Штаты. Они-то как раз вперед идут с своими возвращаемыми носителями, частной космонавтикой, с марсоходами и прочим, а не летают на ракетах разработки 60-70х годов.

Date: 2015-04-01 03:43 am (UTC)
From: [identity profile] solusrex.livejournal.com
"забывает забрать одного из членов экипажа" - все-таки не забыли, а оставили во время эвакуации, посчитав погибшим. Просто справедливости ради к вымышленным героям :)

Date: 2015-04-02 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] invirtus.livejournal.com
Книгу прочитаю обязательно! А вот трейлер не настоящий, там нарезка из фильма "Последние дни на Марсе" + заставка студии Ридли Скотта.
https://www.google.fi/search?q=last+days+on+mars&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=pl8dVffdEcitsAGoi4HoAg&ved=0CAcQ_AUoAQ&biw=1280&bih=913

Date: 2015-06-08 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] sly2m.livejournal.com
теперь настоящий

Date: 2015-04-10 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] tmu-1971.livejournal.com
Что ж он там ест-то, болезный?

Date: 2015-04-10 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] sly2m.livejournal.com
Картошку собственного производства.

Date: 2015-07-16 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] alexeybelyalov.livejournal.com
послушал аудиоверсию от d3 оказалось очень даже классно сделано, ну и сама книга просто отличная

Date: 2017-01-03 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] michael-a-angel.livejournal.com
К слову о "небольшая патриотическая ремарка"
---
В 1968-м перспективы выглядели чуть иначе )
Роскоскмос, по всей видимости, работает несколько в ином направлении ОСВОЕНИЯ космоса...
Освоение - ключевое слово, да...
---
А "Марсианин" (книга) - да, мегазачетен... и, ммм... "дьявольски доставляющ" ツ
Не ржал так с "Вы, наверное, шутите, мистер Фейнман" и, в какой то степени, "Как я убил Плутон и для..." Майка Брауна

July 2018

S M T W T F S
1234567
89101112 1314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 11th, 2026 01:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios